?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Копаясь на Academia.edu и дивясь фейсбуковидному бардаку в структуре этого чрезвычайно хорошего по идее и нужного ресурса, наткнулся на статью турецких исследователей: Zorlu T., Ozbay F. Foreign Shipwrights under Selim III: The Case of Jacques Balthazard Le Brun (взять в pdf можно тут). Вот так так - это же сам Яков Яковлевич Ле Брюн Сен-Катерин, один из ведущих российских кораблестроителей и руководителей кораблестроения в первой трети XIX в. Вообще надо сказать, что в отечественных справочных изданиях и вообще историографии судьбы служилых иностранцев до приезда в Россию представлены как правило весьма слабо, на уровне общих слов. Вот и здесь - хорошо строил корабли во Франции, потом хорошо строил корабли в Турции. А что, как, когда, почему, с чего бы это в 1799 г. его вместе с братом, у нас именовавшимся Франсуа Ле Брюн Сен-Ипполитом, приглашать в русскую службу - непонятно. Вышеуказанная статья в значительной степени освещает эти вопросы, особенно ценно по турецким годам биографии судостроителя. Поскольку османский флот вт. пол. XVIII - нач. XIX вв. до недавнего времени был для нас вообще тёмным лесом, а между тем - основной, по сути, противник того времени на море. Кстати, последние лет 10-15 активнейшим образом развиваются турецкие исследования по военно-морской истории "эпохи парусов", причём видно стремление сделать результаты по возможности достоянием международной историографии. Вот и здесь - стал искать где опубликована статья, так пожалуйста, 600 страниц: Studies in Turkish Maritime History -Seapower, Technology and Trade. Istanbul, 2014 (см. тут).
А историю операции по переходу братьев Ле Брюн в русскую службу надо конечно обязательно раскручивать уже по нашим источникам - судя по всему, тянет на международный шпионский боевик:) Да, ещё обратил внимание на одну чёрточку, выпукло демонстрирующую сложность исследований, синтезирующих не то что источники, но даже разнонациональную историографию. Вот у турецких коллег написано (P. 480): "...Francois, having a rank of colonel, was a consultant to the Admiralty Boards's Main Control Department." Если же обратимся к публикации, на которую авторы здесь ссылаются в сноске 49, то увидим следующее: "...Франсуа к 1812 г. был полковником и состоял в должности советника Главной Контрольной экспедиции при Адмиралтейств-коллегии". То есть по-аглицки получается "a consultant is a professional who provides advice in a particular area of expertise". Но на самом деле советник здесь - это должность, означающая помощника первоприсутствующего (начальника) экспедиции. Собственно, это структурное подразделение и состояло из начальника и нескольких замов по вопросам (советников), которые никак не являлись "консультантами". Мелочь вроде бы, но род службы младшего Ле Брюна получается совсем иной.

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
george_rooke
7 июн, 2014 12:19 (UTC)
Вообще турецкий флот XVIII века ~ вещь в себе. Я все жду, пока турки начнут с начала ~ со своих войн с Венецией. Пока мы имеем только итальянские данные.
k_lvk
7 июн, 2014 13:57 (UTC)
Что же, будем надеяться, турки весьма активны. Например, вышеупомянутый сборник опубликован Piri Reis University - специализированным морским высшим учебным заведением, кстати созданным совсем недавно, всего-то в 2008 г. (http://www.pirireis.edu.tr/en/). В 2012 г. они провели First International Congress of Eurasian Maritime History в Стамбуле (http://congress2012.pirireis.edu.tr), на котором, кроме всего прочего, была создана International Association of Maritime Studies (http://iams2012.org). А в этом июле они проводят второй аналогичный конгресс, уже у нас: http://iams2012.org/wp-content/uploads/2013/10/call_for_papers2014.pdf
Виталий Сычев
30 июн, 2014 12:57 (UTC)
Активны не только турки!
Публикации о братьях Брюн на русском были еще в 1994 г.
Сейчас выходит книга
Маркизова лужа. Легенды и правда о российском морском министре маркизе де Траверсе / Виталий Сычев. – Санкт-Петербург: 2014. – 296 с.
В ней есть раздел (22 стр.) о кораблестроителях братьях Брюн в морском министерстве Траверсе, а также в Турции и Франции.
Надеюсь, что доклад примут на второй конгресс и там же будет презентация книги...

Ниже небольшой отрывок из книги:
В 1807 г. турецкое командование решило дать новое сражение русской эскадре, и из Дарданелл вышла турецкая эскадра в составе 8 кораблей, 5 фрегатов, 2 корветов и 2 бригов.
В их числе был 80-пушечный корабль «Седд-уль бахир» или «Сед-эль бахр» («Оплот моря») – под флагом адмирала Бекир-бея (на русском языке чаще встречается «Сед-эль-Бахри» или «Седель-Бахр» – один и тот же турецкий корабль мог называться по-арабски, по-персидски или по-османски, и поэтому носил разные названия). По чертежам Сане его строил в Стамбуле в 1798 г. Брюн де Сент-Катрин, а после его отъезда корабль был закончен его помощником Жаном-Батистом Бенуа. В турецком флоте этот корабль считался самым быстроходным.
По иронии судьбы спустя восемь лет после постройки один из лучших кораблей Брюна де Сент-Катрин, участвовал в Афонском сражении против эскадры Д.Н.Сенявина. 19 июня 1807 г. поврежденный «Седель-Бахр» был окружен русскими кораблями и взят в плен. На «Седель-Бахре» находились 11 пленных русских матросов с корвета «Флора», а также 7 английских матросов. В этом случае также не обошлось без братьев Брюн. Выяснилось, что 22-пушечный корвет «Флора» был первым кораблем, построенным в России Брюном де Сент-Катрин вместе с мастером Г.С. Исаковым. Корвет был заложен в 1805 г. в Главном адмиралтействе Санкт-Петербурга и спущен на воду 9 июля 1806 г. Его длина составляла 32,51 м, ширина 8,77 м, осадка 4,2 м. Корвет вышел из Кронштадта 1 сентября 1806 г. В составе эскадры капитан-командора И.А. Игнатьева он был направлен в Средиземное море для усиления эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина. В районе Корфу корвет попал в шторм, 27 января 1807 г. сел на мель и погиб, прослужив немногим более полугода.
После Афонского сражения «Седель-Бахр» уже 25 июня был отбуксирован «Селафаилом» к острову Tенедос и через месяц был включен в состав Балтийского флота. Затем вместе с линейным кораблем «Ярослав» ушел в Корфу, где встал на ремонт. У «Седель-Бахра» заменили мачты, рангоут, такелаж, паруса. Его экипаж был сформирован из матросов, взятых с судов эскадры Д.H. Сенявина. В 1807-1808 гг. «Седель-Бахр» стоял с эскадрой в Корфу и Триесте. 27 сентября 1809 г. было получено Высочайшее повеление о сдаче кораблей французам. В числе других 20 октября «Седель-Бахр» разоружили, экипаж перевели в береговые казармы, а в марте 1810 г. отправили из Триеста через Венгрию и Галицию в Кронштадт. Из всех кораблей, переданных Франции, его сочли наилучшим и оценили очень высоко (по сравнению с другими). Французы хотели даже ремонтировать его, но отказались за выявленной ветхостью.
История «Седель-Бахра» не имеет аналогов. Корабль поочередно был включен в состав флотов всех трех стран, в которых служили братья Брюн.
Стоит также заметить, что в турецкой эскадре во время Афонского сражения находились четыре корабля, построенные в Турции Брюном де Сент-Катрин до 1799 г. Кроме «Седель-Бахра» это был 84-пушечный «Таусу-Бахри» («Морская птица») – под флагом командора Гуссейн-бея, а также два 50-пушечных фрегата «Мескензи-Газа» («Марсово поле») и «Бендриза-Фет» («Победитель»).
k_lvk
30 июн, 2014 13:45 (UTC)
Re: Активны не только турки!
"Маркизова лужа. Легенды и правда о российском морском министре маркизе де Траверсе / Виталий Сычев. – Санкт-Петербург: 2014. – 296 с."

Вот это крайне интересно. Если не секрет, то в каком издательстве и каким тиражом?
( 4 комментария — Оставить комментарий )

Profile

k_lvk
Константин

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel