?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Копаясь на Academia.edu и дивясь фейсбуковидному бардаку в структуре этого чрезвычайно хорошего по идее и нужного ресурса, наткнулся на статью турецких исследователей: Zorlu T., Ozbay F. Foreign Shipwrights under Selim III: The Case of Jacques Balthazard Le Brun (взять в pdf можно тут). Вот так так - это же сам Яков Яковлевич Ле Брюн Сен-Катерин, один из ведущих российских кораблестроителей и руководителей кораблестроения в первой трети XIX в. Вообще надо сказать, что в отечественных справочных изданиях и вообще историографии судьбы служилых иностранцев до приезда в Россию представлены как правило весьма слабо, на уровне общих слов. Вот и здесь - хорошо строил корабли во Франции, потом хорошо строил корабли в Турции. А что, как, когда, почему, с чего бы это в 1799 г. его вместе с братом, у нас именовавшимся Франсуа Ле Брюн Сен-Ипполитом, приглашать в русскую службу - непонятно. Вышеуказанная статья в значительной степени освещает эти вопросы, особенно ценно по турецким годам биографии судостроителя. Поскольку османский флот вт. пол. XVIII - нач. XIX вв. до недавнего времени был для нас вообще тёмным лесом, а между тем - основной, по сути, противник того времени на море. Кстати, последние лет 10-15 активнейшим образом развиваются турецкие исследования по военно-морской истории "эпохи парусов", причём видно стремление сделать результаты по возможности достоянием международной историографии. Вот и здесь - стал искать где опубликована статья, так пожалуйста, 600 страниц: Studies in Turkish Maritime History -Seapower, Technology and Trade. Istanbul, 2014 (см. тут).
А историю операции по переходу братьев Ле Брюн в русскую службу надо конечно обязательно раскручивать уже по нашим источникам - судя по всему, тянет на международный шпионский боевик:) Да, ещё обратил внимание на одну чёрточку, выпукло демонстрирующую сложность исследований, синтезирующих не то что источники, но даже разнонациональную историографию. Вот у турецких коллег написано (P. 480): "...Francois, having a rank of colonel, was a consultant to the Admiralty Boards's Main Control Department." Если же обратимся к публикации, на которую авторы здесь ссылаются в сноске 49, то увидим следующее: "...Франсуа к 1812 г. был полковником и состоял в должности советника Главной Контрольной экспедиции при Адмиралтейств-коллегии". То есть по-аглицки получается "a consultant is a professional who provides advice in a particular area of expertise". Но на самом деле советник здесь - это должность, означающая помощника первоприсутствующего (начальника) экспедиции. Собственно, это структурное подразделение и состояло из начальника и нескольких замов по вопросам (советников), которые никак не являлись "консультантами". Мелочь вроде бы, но род службы младшего Ле Брюна получается совсем иной.

Profile

k_lvk
Константин

Latest Month

Март 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by yoksel