Константин (k_lvk) wrote,
Константин
k_lvk

К–3 «Ленинский комсомол» на воде — что дальше?

Восьмого сентября минувшего года как-то удивительно незаметно прошла новость (см. напр. раз и два) о том, что первая отечественная и вторая в мире атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» вновь спущена на воду, после затянувшихся на 12 лет работ — пока только первого этапа музеефикации. Причём настолько незаметно, что даже в русскоязычной Википедии статья о ПЛ и статья о проекте по сию пору не обновлены. А между тем, «Ленинский комсомол» станет всего лишь третьей на планете атомной подводной лодкой — музеем, после американского «Наутилуса» и французского «Редутабля».



Прежде всего, коллектив судоремонтного завода «Нерпа» и все, кто пробил таки и реализовал этот проект, достойны самого глубокого уважения. Учитывая, как тяжело идут в России подобные инициативы — раз и два. Но вот что дальше? Хочется надеяться, что подлодке всё же не придётся стоять ещё десять лет у пирса «Нерпы». При всём уважении к предложениям разместить «Ленинский комсомол» в Мурманске рядом с атомным ледоколом «Ленин», наиболее целесообразным выглядит перемещение лодки в Кронштадт, со всех точек зрения — музейной, маркетинговой, финансовой. Например, в экспозицию военно-морского парка «Патриот», практические вопросы создания которого обсуждались как раз в том же сентябре 2017 г. Военные информацию об этом дают пока крайне скупо, что в принципе понятно: административно-учредительные документы на высшем уровне уже подписаны, дело за распоряжением правительства, т.е. выделением финансов, которых для такого рода проекта надо пожалуй побольше, чем на подмосковный «сухопутный» «Патриот». А наши городские СМИ интерес к этому всему проявляют лишь довольно специфический, см. напр. тут и здесь. В любом случае, понятно, что создание подобного музейно-туристического кластера есть дело сильно поэтапное и очень не быстрое. Возможен наверное и вариант с передачей лодки Музею Мирового океана, который прекрасно управляется с целым флотом, да и вообще самый продвинутый технический и естественнонаучный музей России. Хотя дело ровно также упирается в деньги. Тем не менее, именно в Санкт-Петербурге можно будет полноценно приступить к следующему, нисколько не менее трудоёмкому этапу работы на «Ленинском комсомоле» — оборудованию ПЛ как корабля-музея и созданию собственно экспозиции. Таким образом, появится шанс, что на российской Балтике станут доступны для посещения подводные лодки всех тех трёх проектов, которые во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг. сделали советский флот океанским и проложили ему дорогу к Second Most-Powerful Navy on the Planet: 613, 641 и 627.

31K4rLJplQtqWfEjxP5qJMzoQmrfeOy97Pe8UunDTgjW3gNO81T13RmGNVAnq3zL-XnDuOJNpSzPci1Y5PgRTT1fgRtC65aCmJeaXWxfy0c.jpeg

Tags: "Холодная война", История кораблестроения, История музейного дела, История советского общества, Советский ВМФ 1950-1970-х
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author